Для автовладельцев всегда остро стоит вопрос, в каких условиях содержится его средство для передвижения. Для комфортного существования машины нужен дом с теплом. Поэтому следует прибегнуть к отделке гаража своими руками. Но необходимо помнить о том, что для такого рода процедур используются разные строительные материалы. Этот пункт обязателен хотя бы потому, что внутри и снаружи – среда со своими условиями. Существует огромное количество вариантов по облагораживанию конструкции.
Нюансы по отделке
Строители различают автомобильные гаражи на увесистые блочные и маловесные возведения из металла. Отсюда следует, что методики по отделке будут различаться между собой.
Несмотря на это, существует несколько правил, которые касаются абсолютно всех типов гаражец. На них следует обратить особое внимание и обязательно выполнить:
- Стены и внутри и снаружи должны быть очень крепкими.
- При возведении гаража главной проблемой является выбор расходника для ворот.
- Как и стены, напольное покрытие должно выдерживать большой вес автомобиля. Особенно важно это учесть при проектировании смотровой ямы или погреба.
- Состояние потолка не играет ключевой роли в эксплуатации здания (хотя желательно отделать его до нормального состояния).
Оборудование блочных гаражей
К таким сооружениям относятся кирпичные постройки, возведения из шлакоблоков, пенно- или газобетона. Также в эту группу входят цельнолитые или сборные железобетонные конструкции.
Особый подход необходим таким гаражам, которые сделаны из пенно- или газобетона. Их нельзя оставлять без дополнительной защиты, поскольку эти материалы пористые и в них скапливается большое количество влаги со временем.
Традиционной технологией отделки блочной постройки всегда была и остается штукатурка. Это распространенный материал, надежный и доступный. Стоит недорого. Она используется в любых помещениях, в том числе нежилых. С помощью штукатурки выполняются работы по отделке стен как внутри, так и снаружи. Кроме того, оштукатуренные поверхности добротно смотрятся не один год и создают неплохой дизайн.
Даже у этого замечательного материала есть свои отрицательные стороны. К ним относится большое количество разводов после проделанных процедур. И при зачистке стен образуется много строительной пыли, а это вредно для дыхательных путей. Стоит приобрести марлевые маски или респираторы.
За оштукатуривание стен в гараже могут смело браться новички. Это отличный способ попробовать себя и приобрести строительные и отделочные навыки. Пусть итог будет не совсем идеальным (каким обычно многие ожидают его видеть), но зато приобретает очень ценный опыт.
По нормативам СНиП, температурный режим должен быть стабильным и выше нуля. Оптимальный показатель +5ºС. Поэтому необходимо снабдить гараж дополнительной защитой – теплоизоляцией. Наиболее популярным способом является размещение пенопласта в стену.
Утеплитель лучше всего располагать на штукатурный слой. Метод помогает избежать промерзания поверхности в зимний период.
Самым лучшим материалом считается пенопласт ПСБ-С-25, толщина которого равна 5 сантиметрам. Он не стоит больших денежных средств и хорошо справляется со своими обязанностями. Более тонкий категорически не подходит. А для северных регионов максимальная величина слоя – 15 сантиметров.
Пласт насаживается на плоскость с помощью строительного клея. Для завершения работ потребуются также финишная штукатурка, глубоко проникающая грунтовка и армирующая сетка-серпянка с плотностью 160 грамм на квадратный метр.
Чтобы материал прочно держался на стене, его нужно закрепить дюбелями из пластика и уголками из металла. Для процесса разработана пошаговая инструкция:
- Вне зависимости от вида отделки поверхности обязательно обрабатываются грунтовкой. Для гаража необходимо нанести двойной слой средства. До полного высыхания хозяин может заняться установкой металлических уголков, на которых расположится пенопласт.
- Как только средство высохнет – время приступать к монтажу пластов. Как говорилось выше, они фиксируются на плоскости клеем. Для эффективного схватывания он наносится сплошным слоем гребенчатым шпателем с глубиной расчески в сантиметр. Отсутствие этого оборудования не является проблемой. Его спокойно заменит кельма. В крайнем случае клеем обмазываются углы и центр. Принцип наложения плиток схож с укладкой кирпичей – перехлест.
- По окончании работ владелец гаража приступает к штукатурке. Стартовый слой не должен превышать и полсантиметра. Фиксируется материал тем же строительным клеем, что приобретался для пенопластовых плит. Все процедуры будут проходить быстрее, если задействовать шпатель средней ширины (достаточно 30 сантиметров).
- Пока клей не успел засохнуть, в него вдавливается армирующая сетка. Для удобства лучше разрезать ее на куски (метр квадратный). Они кладутся друг на друга внахлест. Надежность достигается при величине швов в 3 сантиметра. Сюда же вставляются пластиковые дюбели с помощью перфоратора. Стоит отметить, что работа проходит быстрее и результативнее, если все поверхности разбить на участки.
- После полного высыхания этого слоя можно наносить финишную штукатурку. Специалисты рекомендуют пользоваться отделочными материалами от одной определенной компании. Оптимальная толщина последнего слоя составляет полсантиметра.
- Теперь нужно подождать два дня. И после этого выровнять поверхность стены наждачной бумагой. Так исчезнут следы от шпателя и прочие недочеты.
- На идеально ровную плоскость после уборки строительной пыли наносится еще один слой грунтовки. Затем наступает момент выбора – оставить все в первоначальном виде или пойти дальше и облагородить помещение. Если владелец выбирает второй путь, то он может купить краску или декоративную штукатурку.
Необязательно использовать именно пенопластовые плитки для теплоизоляции сооружения. В качестве альтернативного варианта в строительных магазинах предлагается базальтовая вата. Но для этого нужно располагать деньгами и оборудованной отопительной системой.
Поскольку гараж не относится к жилым помещениям, то в этом случае он отделывается бетонной смесью (с песком и цементом). Армирующая сетка здесь заменяется маячками. Они помогают не только держать расходник на поверхности, но и сделать ее практически нулевой. С этой работой справится даже новичок.
Алгоритм выполнения:
- Обязательно нужно нанести грунтовку на стены.
- После высыхания средства закрепляются маячки. Металлические лучше не покупать, поскольку они поддаются коррозии. Отличным вариантом являются стеклопластиковые изделия.
- Монтаж маячков не так сложен, как это может показаться на первый взгляд. Для них не нужно крепежных элементов (разве что крайне нечасто берутся саморезы). Изделия фиксируются гипсовым или алебастровым раствором. Планки располагаются вертикально. Ровность проверяется уровнем или отвесом.
- Специалисты советуют добавлять в бетон гашеную известь. Смесь распределяется более равномерно и приобретает антисептические свойства.
- Финишная штукатурка кладется на арматуру. Стоит помнить о том, что состав средства обязательно должен быть на основе цемента (если отделываются стены со стороны улицы). Внутри возведения берется материал с гипсом. После поверхность зачищается наждачкой.
Конечная работа заключается в покраске или нанесении декоративного расходника. Крайне нежелательно клеить обои. В гараже специфические условия и постоянные температурные перепады, так что бумага там просто не продержится на протяжении длительного времени.
Кафельная плитка
Керамические изделия славятся своей надежностью, долговечностью и красотой. Но облицовывать ею стены нужно только внутри постройки.
Некоторое время назад мастера-плиточники укладывали изделия на смесь песка, цемента и воды. Но технологии ушли далеко вперед. В качестве закрепителя теперь используются специальные клеи для кафеля. Стоят они дороже, чем компоненты для раствора. Но в плане времени и простоты клей выигрывает.
Инструкция по выполнению:
- Сперва поверхность грунтуется. Но полного высыхания расходника ждать не надо, потому что кафель кладется только на увлажненные плоскости. Сами изделия помещаются в емкость с водой на четверть часа.
- Затем разводится клей. Готовая консистенция зачерпывается шпателем и на стену, и на кафель.
- Изделие аккуратно прижимается к поверхности и легким постукиванием выравнивается по плоскости.
- Межплиточные швы должны быть одинаковыми по размеру. Поэтому для соблюдения пропорций в стыки размещаются специальные крестики из пластика.
- Спустя два дня крестики вынимаются, а швы обрабатываются затиркой с помощью шпателя из резины.
На самом деле автолюбители предпочитают не приобретать керамическую плитку со всеми комплектующими и материалами. По сравнению с ванной комнатой изделий потребуется очень много. И это означает, что времени придется потратить немало.
Вагонка для блочных возведений
Вагонка пользуется большой популярностью среди желающих сделать ремонт. Она изготавливается из пластика или дерева. Второй вариант уже давно стал классикой жанра. Но с ним нужно быть предельно осторожным, поскольку древесина – это легко воспламеняющийся и восприимчивый материал, которому необходимы дополнительная защита и уход. Зато смотрится эстетично.
Чтобы защитить дерево от искр и паразитов, нужно приобрести антисептик или пропитку.
Последняя существенно снижают риск возгорания от случайной искры. Но полной безопасности она не гарантирует. При масштабном пожаре вагонку ничего не спасет от разбушевавшегося пламени. Материал из пластика тоже распространен среди людей. И у него есть достоинства, ощутимые по сравнению с деревом. Расходник не требует особого ухода, стоит гораздо дешевле и служит дольше.
При выборе продукции продавец обязан рассказать покупателю о составе и показать сертификаты качества. Из-за больших объемов производств и высокого уровня продаж не все изготовители добросовестно относятся к своему делу и выпускают пластик, который очень легко повредить. А хорошая крепкая пластиковая вагонка не вспыхивает за считаные минуты. Но ее просто проломить или поцарапать. И полки на нее повесить нельзя – трещинами пойдет и не выдержит.
Методика монтажа вагонки на поверхность:
- Самую мощную грунтовку мазать на стены не нужно, подойдет и обычная. Но антисептический раствор наносится обязательно (в том случае, когда планируется закрепить древесину). Он предотвращает возникновение плесени и появление паразитов. Если покупка готового средства накладна, то можно воспользоваться дедовским методом: покрыть плоскость медным купоросом или гашеной известью. Но сегодня лучше обратиться к современным разработкам – намного надежнее.
- Облицовка вагонкой требует наличия обрешетки. Стандартом считаются оцинкованные UD и CD профили. Если обладатель машины впервые занимается подобного рода работами, то ему надо возвести каркас из брусьев толщиной 2,5 сантиметра максимум, иначе рейки просто поломаются под весом. Следует помнить о том, что брусья должны располагаться перпендикулярно направлению вагонки с шагом в полметра. Конструкция закрепляется быстрым монтажом. Есть еще и анкеры, но они стоят дорого.
- Теперь можно приступить непосредственно к фиксации вагонки на собранный каркас. Дело в том, что все доски снабжены специальными замками с пазами. Золотое правило от профессионалов – наложение изделий начинается от ближнего левого угла, по часовой стрелке. Первая доска ставится шипом и прибивается гвоздями к направляющим. Позже крепежные элементы скрываются под багетами.
- На ту сторону, где находится паз, крепится кляймер, который прибивается к направляющим. Точно так же следует поступить с остальными досками.
- Аналогично дереву проходит работа с пластиком. Единственное отличие заключается в том, что в углу стены следует расположить стартовый профиль. По окончании всех процедур в доски ввинчиваются саморезы.
Вагонкой стены гаража обкладываются как внутри, так и снаружи. Эта тема довольна популярна среди владельцев частных домов для того, чтобы подогнать все постройки и интерьеры внутри них под один стиль.
Другие варианты
Кроме выше перечисленных расходников, существуют и другие. Они ничем не уступают этим популярным материалам. К ним относятся сайдинг и профлист.
Для обшивки сайдингом необходимо оборудовать обрешетку. Но в отличие от вагонки, листы фиксируются в горизонтальном направлении. Следовательно, рейки и брусья должны располагаться наоборот – вертикально. В остальном технологии абсолютно одинаковы.
Сайдинг изготавливают из таких материалов, как металл, пластик и асбоцемент. Для покрытия стен внутри автомобильного дома владельцы приобретают пластиковые или металлические листы. С уличной стороны здание украсит асбоцемент.
Стоит помнить о том, что нельзя вкручивать крепежные элементы слишком туго. По всей поверхности должен быть демпферный зазор, который помогает гаражу спокойно переносить температурные перепады.
Что касается профлиста, то здесь все происходит намного проще. Продукция различается по толщине – от 0,4 мм до 1,2 мм. Столь малые показатели компенсируются напылением цинка. Но более надежным и эстетичным вариантом являются листы с порошковым окрашиванием. Срок службы в среднем составляет десяток лет.
Похожий на этот, но совершенно другой материал – профнастил. Это гофрированные листы с высотой в пару сантиметров. Гофр имеет трапециевидную форму. В плане монтажа принцип аналогичен с профлистом. Покраска не является трудностью.
Еще один существенный плюс профнастила – возможность фиксировать материал на стене, не возводя для него каркас. Наличие обрешетки необязательно. Скорее, это давно устоявшаяся традиция среди строителей и отделочников. В качестве крепежных элементов берутся саморезы с прессшайбми из резины или полимера. Именно они предотвращают появление ржавчины в самых недоступных местах.
Работы с гаражами из металла
Металлические конструкции не способны похвастаться разнообразием в области отделочных материалов. На прилавках покупатели могут встретить разве что краски. Они обязательны, но некоторым автолюбителям этого мало. А для большего требуется возведение каркаса и крепление расходников. Даже мероприятия по теплоизоляции проводятся чаще всего только внутри помещения.
Такого рода постройки аналогичны между собой в плане структуры. Обрешетка делается из профиля или металлических уголков. Все элементы фиксируются друг с другом при помощи сварочного аппарата. А затем на каркас крепятся железные листы.
При последующей облицовке постройки обязательно накладывается утеплитель. В этом качестве используется пенопласт, который располагается между самой коробкой и последним слоем отделочного материала. Тогда плитки плотно укладываются между рейками или насаживаются на клей к поверхности.
Если рассматривать конечную обшивку стен гаража, то можно выделить несколько вариантов:
- Наиболее часто встречающийся – вагонка из пластика или древесины.
- Редко, но все же практикующийся – гипсокартонные панели. Но для гаражей он не годится. Гипсокартон – это очень деликатный материал. Мало того, что нужно выбрать подходящий, так еще его надо прошпаклевать и заштукатурить. На стены нельзя оборудовать полки для инструментов, потому что большого веса они не выдерживают. И главное – это высокая стоимость расходника и дополнительных средств.
- Вполне подойдут для отделки металлической коробки толстые фанерные листы или OSB. Второй вариант гораздо популярнее первого – выглядит красивее. Правда, с ним придется поработать: грунтование, закрепление армирующей сетки и оштукатуривание.
Нельзя делать внутреннюю обшивку гаража ДСП-панелями. Они не выдерживают условий в таком помещении. Дело в том, что со временем листы распадаются. В этой ситуации они подлежат обязательной замене. Порча материала начинается от уровня пола.
Отделка потолочной поверхности
Выше уже говорилось, что облицовка этой плоскости необязательна. Но все же ею стоит заняться, чтобы придать помещению ухоженности и большей привлекательности. Обычно для потолков используются материалы, которыми покрыты стены изнутри. В этот перечень входят:
- Обшитые вагонкой плоскости. Они отлично гармонируют с точно таким же потолком. При условии, что основание поверхности – бетонное, то на него необязательно возводить каркас. Доски достаточно посадить на строительный клей.
- Пенопласт. Довольно просто и хорошо смотрится на потолке, но поверхность должна быть идеально ровной. Такие изделия просты в монтаже и имеют невысокую стену. Их можно покрыть водоэмульсионной краской, а потом перекрашивать в другие цвета.
Возведение ворот
В основе обычных гаражных ворот находится профиль или угол из металла. Серьезных процедур по отделке двери не требуют, но их желательно изолировать от шумов и сквозняков. Для достижения быстрого результата со значительной экономией денежных средств используется пенопласт трехсантиметровой толщины. Крепится он на строительный клей или жидкие гвозди. Все стыки закрываются монтажной пеной.
Автовладелец может пойти другим путем. К профилю крепится каркасная решетка из древесных реек, на которую располагается любой расходник. Внутрь него помещается изолирующий материал.
Напольное покрытие
Облицовка стен и потолка не сравнится с оборудованием пола. Он является самым важным компонентом в обустройстве надежной конструкции. Если покрытие будет оборудовано согласно всем нормативам и правилам, хозяин никогда не задумается о возникновении сырости, появлении гнили на незащищенных местах автомобиля.
Самым надежным полом в любом помещении считается бетонная стяжка с укладкой в нее железной арматуры. Процедура обустройства – процесс довольно трудоемкий.
Придется прибегнуть к копанию, утрамбовке и заливке. Нужно придерживаться такой последовательности:
- Снимается первичный слой почвы примерно на четверть метра. Такая глубина поможет избежать нагрузок от застывшего бетона.
- Получившееся дно трамбуется и выравнивается. Небольшие погрешности допустимы.
- В траншею укладывается геотекстиль. В качестве альтернативного варианта можно рассматривать рубероид или полиэтиленовую пленку. Благодаря им капли влаги не проникнут вглубь, и там не заведутся грибки и микробы.
- На оборудованную яму укладывается подушка из поочередных слоев песка и гравия. В конце концов ее толщина достигает 10 сантиметрам. Подушка тщательно утрамбовывается и выравнивается.
- Если хозяин решит утеплить пол, он сделает очень хорошее дело для гаража. Здесь не нужно идти на ухищрения или оборудовать водный теплый пол с трубами и магистралями. На песчано-гравийную подушку помещается экструдированный пенополистирол двойным слоем.
- На возведение укладывается арматура с прутьями в сантиметр и заливается бетонным раствором. Заливку лучше осуществлять за один раз. Нормальная толщина слоя составляется 10 сантиметров.
- По окончании работ делается 5-сантиметровая стяжка. Для ровности применяются маячки, которые используются при нанесении штукатурки на стены.
Вместо бетона специалисты советуют применять более современные самовыравнивающие материалы на основе полимеров и цементов. Стоит дорого, но оправдывает все расходы.
Некоторые владельцы частных домов оборудуют в гараже погреб для хранения консервации и скоропортящихся продуктов. Его возведение – задача простая. Как и для смотровой ямы, требуется выкопать траншею. В остальном технология аналогична заливке бетона на пол.
Как правило, стены представляют собой кирпичную кладку (иногда используют камни). Это быстро, дешево, надежно и красиво. Но стоит помнить о том, что помещение нужно снабдить двумя опорными балками для перекрытия.