Дорожки из дерева – для тех, кто не ищет легких путей

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Тропинки из бетона надежны, но требуют много кубометров цементно-песчаного раствора, плитка для мощения стоит недешево, и, если есть спилы древесного ствола или старые доски, брусья, легче изготовить дорожки из дерева. Такая практика была популярна во многих городах Киевской Руси. Сегодня существует несколько типов мощения и настилания древесины: брусчатка из поперечных спилов, почти настоящий "паркет". Возможно также изготовление покрытий из подручных средств, даже из веток после обрезки сада.

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Тропинки из бетона надежны, но требуют много кубометров цементно-песчаного раствора, плитка для мощения стоит недешево, и, если есть спилы древесного ствола или старые доски, брусья, легче изготовить дорожки из дерева. Такая практика была популярна во многих городах Киевской Руси. Сегодня существует несколько типов мощения и настилания древесины: брусчатка из поперечных спилов, почти настоящий «паркет». Возможно также изготовление покрытий из подручных средств, даже из веток после обрезки сада.

Почем деревянные тропинки – выгода мощения древесиной

Если на участке есть старые сухие деревья, которые нужно отправить под топор, чтобы не было укрытий для вредителей, их несложно превратить в своеобразную брусчатку. Достаточно распилить на кругляки. Годятся для того, чтобы вымостить дорожки своими руками, и наколотые на зиму поленья. Все эти материалы очень дешевы и доступны каждому.

Старый сарай, сруб – источник пропитанных антисептиками бревен и бруса для дальнейшего разделения на кругляки. Толстые ветви, спиливаемые со старых деревьев, особенно те, на которых уже не появляются плоды, могут быть напилены на небольшие отрезки, которые затем легко использовать для мощения. Эти подручные средства также достаются недорого или совершенно бесплатно.

Из досок приемлемого качества изготовлены строительные поддоны, которые нередко просто выбрасываются после отгрузки кирпича или иных перевозимых на них материалов. В виде дорожки может послужить и старый паркет, который был снят во время ремонта для настилания новых полов. Планки пропитываются морилкой, олифой, а затем из них выкладывается деревянное покрытие садовой тропинки.

Но в ряде случаев предпочтительно использовать палубную доску. Один из вариантов – сочетание деревянной дорожки и террасы в саду или возле дома. И этот материал уже потребует финансовых вложений. Так, один квадратный метр, напиленный из лиственницы, обходится в 450 рублей, или 170 рублей за штуку размерами 26х115х2000 миллиметров.

Подготовка элементов покрытия к укладке

Дерево не отличается долговечностью, особенно, если оно превращено в доски, брусья, плашки или просто поперечные спилы. Даже покраска не даст достаточной защиты, поэтому крайне желательно перед использованием пиломатериалов для мощения дорожек делать глубокую пропитку. Для этого необходимы вещества, которые могут выполнять функции антисептиков, предотвращающих процессы гниения:

  • медный купорос;
  • сульфат железа;
  • креозот.

Также очень важно защитить древесину от воды. Для этого все каналы в структуре рекомендуется заполнить вязким веществом, чтобы влага не могла попасть вглубь волокон. Подойдет олифа, деготь, также можно просто просмолить поверхность или покрыть толстым слоем битумного лака. Некоторые хозяева предпочитают в качестве дополнительной пропитки для защиты от сырости отработанное машинное масло.

Гигантские шаги – использование спилов, чтобы наметить тропинку

Совсем необязательно иметь большое количество заготовок для мощения. Лужайки с ровно подстриженной травой красивы сами по себе, чтобы перечеркивать их дорожками, поэтому их можно только наметить. Для узкой тропки понадобится несколько мощных спилов толстого дерева, для этой цели подойжет и старый пень. На стыках следует поместить небольшие кругляки, нарезанные с веток или самых больших корней.

Возможно пойти и более простым путем, применив только большие спилы, разделенные значительными промежутками. Получатся небольшие площадки, переступая по которым, можно пройти через газон или придомовую лужайку, как по камням на реке. Расстояние между элементами мощения будет максимально комфортным, если использовать кругляки большого диаметра. Если они от 30 до 50 сантиметров, оптимальным разрывом будет 20–25 сантиметров.

Сегодня очень модно делать шаговые переходы между отдельными участками сада, например, к беседке, из фигурных плашек. Они могут иметь форму листьев дуба или клена, следов от босых человеческих ступней. Такие элементы, тщательно обработанные с обеих сторон, допускается укладывать прямо на траву лужайки, если дача используется только во время теплого сезона, а в конце лета убирать до следующего года.

Древесная брусчатка – варианты оригинальных дорожек

Помимо узких тропинок, на участке нужны широкие проходы между отдельными делянками, цветниками и группами посадок. И для комфортного перемещения по ним необходимо качественное покрытие. Его несложно выполнить из деревянных чурбаков, вбитых в землю, подобно каменной брусчатке. Для этого делается разметка, в виде широкой полосы, в пределах которой вынимается грунт. На его место насыпается песчаная подушка толщиной около 15 сантиметров.

Заранее подготовленные полешки разного диаметра вбиваются при помощи киянки в толстый слой рыхлого песка, придерживаются одинаковой высоты по уровню. Между ними следует оставлять небольшие зазоры шириной в несколько сантиметров, в которые затем плотно набивается тот же песок, глина, опилки, мох или мелкий щебень. Такой способ позволит уберечь мощение от расшатывания его отдельных элементов.

Рекомендуется формировать границы дорожки бордюрами, которые в значительной степени укрепят края покрытия от преждевременного разрушения.

При необходимости таким образом можно замостить и площадки. Для создания более долговечного и водостойкого покрытия допускается совмещать деревянные спилы и бетонную заливку. Чтобы древесина не тянула влагу из раствора, она должна быть тщательно обработана снаружи и пропитана составами от проникновения воды в поры. Оптимальный вариант – напитать битумным лаком или креозотом.

Кругляки нередко применяют и в целях экономии тротуарной плитки. Для этого просто в процессе укладки чередуют деревянные и бетонные элементы покрытия. Используя сочетание разных материалов в комплексе, можно создавать интересные узоры, которые дополнят выбранный стиль ландшафтного дизайна. Для увеличения гидрофобности такого покрытия рекомендуется покрывать его олифой или полиуретановым лаком.

Дощатая тропа – интересный вариант для тенистого сада

Делать удобный проход от ворот к центру участка, где обычно стоит коттедж, нужно с учетом всех сезонов. И если летом деревянной дорожке не грозят серьезные испытания, то весной и осенью такой путь не должен скрываться в глубоких лужах. Зимой желательно, чтобы присыпанное снегом покрытие не скользило под ногами. Неоструганные, пропитанные влагостойким составом и уложенные на высокое основание доски вполне отвечают таким требованиям.

Процесс укладки дощатого настила необходимо выполнять пошагово, стараясь предусмотреть все нюансы его эксплуатации. То есть очень важно подготовить поверхность, чтобы в дальнейшем доски не раскачивались и не прогибались на неровностях. Для этого понадобится песчаная подушка толщиной до 20 сантиметров. При этом рекомендуется делать небольшой уклон в любую из сторон при трамбовке.

Далее на плотное ровное ложе укладываются досочки, и со всех сторон добавляется песок или мелкая щебенка так, чтобы пиломатериалы возвышались над отсыпкой только на 1–1,5 сантиметра. Можно класть не полотном, а с промежутками, подобно шпалам на железной дороге, благодаря чему работа значительно упрощается. Со временем, в процессе перемещения по такой дорожке, покрытие будет уплотняться, станет прочнее.

Воздушные пути – настил на лагах или опорах

Там, где высокие грунтовые воды или очень дождливые весна с осенью (а иногда и лето), покрытия из дерева следует приподнимать над грунтом. Для этого по всей протяженности пути укладываются в виде его границ продольные лаги. На них поперек прибиваются доски или брус. Там, где невозможно положить опорные элементы прямо на землю, сначала делается линейный фундамент из бетона, и уже поверх него крепятся бруски.

Второй вариант – воздушная тропа, которая выполняется на столбах, вбитых в землю или залитых в заранее заготовленных ямах бетоном. Сначала к опорам крепятся поперечины, а затем щиты или отдельные доски (как правило, палубные) настила укладываются вдоль и приколачиваются гвоздями. Шурупы использовать не рекомендуется, от вибраций они расшатываются и выпадают.

Желательная ширина дорожки, чтобы не сталкивались встречные пешеходы, от метра и более. Толщина доски, особенно в настильных конструкциях, должна быть не менее 25–30 миллиметров, а ширина – не меньше 15 сантиметров. Лаги делаются из брусков со стороной от 3 сантиметров и более. Если настил создается из бруса, допускается использовать готовые старые шпалы либо пиломатериалы со стороной от 5 сантиметров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Obustroen.ru – информационный портал о строительстве и ремонте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

семь − два =

Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принять