Существует масса способов разнообразить интерьер в квартире или частном доме. Особенно это касается ванных комнат и кухонь. Там монтируется обычная керамическая плитка. Но ведь можно пойти другим путем и оформить целую мозаику из битой плитки.

На первый взгляд, эта процедура только кажется сложной. На самом деле нет ничего проще. В арсенале хозяина должны быть материалы, инструменты и желание создавать прекрасное.

1
Используемые расходники

Большинство людей при обновлении помещений прибегают именно к мозаике. Она отлично отображает характер и фантазию владельцев дома или квартиры. При наличии материалов и идей можно приступать к воплощению.

Для начала следует составить схему. Для этого берется лист бумаги в клетку и простой карандаш. В школе многие дети рисовали какие-то узоры по обозначенным точкам. Здесь тот же самый принцип, только потом эскиз надо увеличить в размерах. С помощью такого метода создается все – растения, животные, узоры, человеческие портреты, предметы декора и др.

Укладка мозаики на поверхность – это отличная возможность развить или улучшить собственные навыки и сэкономить внушительную сумму денег. Обычно профессиональные плиточники дорого оценивают свою работу. Они и выполняют ее гораздо быстрее. Но все же стоит сделать акцент на самостоятельном монтаже. Собирание картин из осколков для многих превращается в увлечение и источник заработка.

Особенность плиточной мозаики заключается в том, что в ней не встречается ни одного одинакового кусочка. Как бы ни старались люди обтесать или подточить, идентичности добиться не получится. Поэтому специалисты выделяют следующие виды мозаики:

  • Кусочки имеют одинаковую геометрическую фигуру.
  • Элементы обладают произвольной формой.
  • В панно сочетаются самые разнообразные куски (и по размерам, и по цветовой палитре).

В строительных магазинах практикуется утилизация испорченной продукции. В этом случае – полностью сломанная или с подбитыми краями плитка. Стоимость такого товара понижается в разы. Так можно получить расходник для создания будущей композиции. В перечень сбываемой керамики входит:

  • цветное стекло;
  • зеркала и бутылки;
  • фарфор;
  • древесина;
  • ракушки и стекло, прошедшие через шлифовальную машинку;
  • галька (морская или речная);
  • поделочные камни;
  • пуговицы.

В том случае, когда рисунок необходимо дополнить, а подходящей детали нет, следует от большого куска отколоть или отпилить нужный. Обязательно соблюдение техники безопасности. Владельцу надо закрыть лицо защитными очками и респиратором. На руках иметь профессиональные перчатки из толстой резины.

2
Месторасположение композиции

Плиточное панно отлично вписывается в интерьер помещения. Правильно подобранный рисунок и цвета способны кардинально поменять восприятие обстановки. Потому стоит знать, где мозаика будет смотреться наиболее гармонично:

  • напольное покрытие санузла, коридора, кухни и бассейна;
  • ванны и душевые кабины;
  • столешницы, подоконники, вазоны для растений, стены в детских;
  • беседки, теплицы, оранжереи;
  • скамьи и лавки.

Украсить можно все что угодно, к чему душа лежит. Тип помещения на решение никак не влияет. Керамическая плитка – это такой материал, который способен перенести даже самые специфические условия.

2.1
Советы профессионалов

Кроме выбора рисунка, тематики и составления схемы перед хозяином стоит другая не менее важная задача – приобрести или найти материал. Но прежде требуется остановиться на той или иной теме.

Потому при поиске специалисты дают несколько рекомендаций:

  • Расположить все собранные куски и задуматься об ассоциации, которую они вызывают.
  • Посмотреть дополнительные варианты к идее и попробовать перенести фантазии на бумагу.
  • Существует другой способ реализации будущего панно. Исходя из личных предпочтений, хозяин берет картинку с приглянувшейся темой и пытается перерисовать ее в виде мозаики.
  • Очень часто практикуется исполнение готовой композиции, но в иной цветовой палитре.
  • Некоторые производители берут все сложности на себя и выпускают готовые комплекты. Поэтому при выборе стоит внимательно посмотреть и представить картину, которую можно воссоздать помимо стандартного рисунка.
  • Для тех, у кого есть свободный час: сесть на полу (места больше) и произвольно выкладывать куски в единое целое. Так тоже получаются шедевры.

Помимо желания нужно понимать некоторые художественные принципы:

  • Симметрия дается непросто даже опытным мастерам. Но на восприятие она воздействует благоприятнее, чем абстракция.
  • Для придания легкости абстрактной картине все самые крупные элементы всегда располагаются в левой части.
  • Если планируется портрет, то очень важно применение трафаретов. Благодаря ему все пропорции будут максимально соблюдены.
  • Без художественного чутья и опыта рисования лучше не создавать собственные шедевры.

О построении абстракции:

  • все колеры сочетаются и располагаются «каждый на своем месте»;
  • тона плавно переходят в оттенки.

Идеальные варианты для создания прекрасных мозаичных панно:

  • представители флоры и фауны;
  • цветочные композиции (дикие и окультуренные виды);
  • подводный мир;
  • элементы портретов – профиль девушки в шляпе, венецианская маска для карнавала, взгляд, куклы;
  • пейзажи (простые или детализированные);
  • орнаменты.

Перед непосредственным монтажом плиточной мозаики в домашних условиях следует расположить все элементы в запланированном порядке для создания рисунка. Так хозяину сразу придет представление по поводу цветов, форм и деталей картины. Есть еще один важный нюанс – соблюдение расстояния между осколками.

Поскольку художество в обязательном порядке обрабатывается затиркой, то зазоры (особенно слишком большие) могут испортить работу до невозможности восстановления. Что касается цвета средства, то он влияет на восприятие. Грамотное использование черной смеси создает подобие витража. А белый придает легкость и воздушность.

Существует еще один совет от специалистов, которого обязаны придерживаться абсолютно все. Ни в коем случае нельзя торопиться. Каждый этап делается неспешно, вдумчиво.

Самые четкие осколки всегда находятся в центральной части. Остальные (с трещинами и зазубринами) располагаются по кайме картины. В крайнем случае можно прибегнуть к кусачкам для придания иной формы фрагменту.

2.2
Предварительные работы

Перед тем как начать монтаж кусочков на поверхность, необходимо подготовить и плоскость, и материалы. Для этого существует несколько методов:

  • Стена предварительно обрабатывается отделочными расходниками и облачается в армирующую сетку.
  • На отрезанный кусок сетки выкладывается рисунок. Затем это сооружение фиксируется на поверхности.
  • Если стена имеет выпуклости (есть такие дизайнерские задумки), то следует постепенно наносить на нее осколки и выжидать некоторое время. В противном случае часть из них просто отпадет.

Общие рекомендации по предварительным процедурам:

Любая отделка стен подразумевает проведение таких операций, как снятие старого покрытия, зачистка, грунтовка, выравнивание и шпаклевание с оштукатуриванием. Перед тем, как выкладывать кафель на плоскость, ее необходимо смочить и немного повременить. Полного высыхания ждать не надо. На стену наносится стартовая шпаклевка. Пока она находится в полусыром состоянии, в нее вдавливается сетка с мозаикой или без.

Нужно отметить, что сетка с готовой композицией крепится и держится гораздо эффективнее, чем пустая арматура.

Неважно, опытный мастер работает или новичок, но наличие трафарета обязательно. В создании мозаики разумным решением станет применение двух – для первичной раскладки панно и разметки границ. Это можно сделать с помощью обычного мела или перманентного маркера. Не нужно бояться проявления линий. Они закроются плиточной затиркой для швов.

При укладке рисунка требуется соблюдать меры предосторожности и надеть защитные перчатки. Острые края осколков могут серьезно поранить кожу. И проводить работу лучше всего в тепле от 5 до 30 градусов.

2.3
Приготовление раствора

Керамика и кафель фиксируются на стене или полу специальным раствором. Строительные супермаркеты предлагают широкий ассортимент продукции. Лидером продаж является смесь светлого цвета. На ней видно все погрешности, которые еще можно исправить.

Для стеклянных кусков используется светлая смесь или прозрачная. Лучше выбрать второй вариант – в солнечных лучах творение смотрится просто великолепно. Некоторые владельцы помещают под стеклышки фольгу. Создается эффект драгоценных камней.

Сухой раствор смешивается с водой. Идеальная консистенция аналогична густой сметане. На стену средство наносится небольшими порциями с помощью шпателя. Затем в это место кладется кусочек мозаики и вдавливается пальцами. Так он надежно фиксируется.

Дело пойдет быстрее и качественнее, если осуществлять монтаж снизу вверх. После первого ряда следует немного выждать и только потом начинать второй. В качестве альтернативного варианта для закрепления приобретают жидкие гвозди.

2.4
Изогнутый рисунок

Мозаику хорошо делать в таком помещении, где постоянно царят температурные перепады и влага. Особенно это касается кривых поверхностей, для которых обычное покрытие невозможно. Здесь часто используется комбинированный способ укладки – часть на плоскость, часть на сетку (и потом на объект).

Такой метод – идеальный вариант для оформления ванн, душевых кабин и бассейнов. Помимо них есть еще интересные места:

  • умывальник в санузле или раковина на кухне;
  • бортики чаши или бассейна;
  • ниши под статуэтки (в саду или доме).

Интересно смотрится перетекающая одна в другую поверхность – от напольного покрытия к стенам и внешней стороны резервуаров. В оранжереях и цветниках оборудуются многоуровневые вазоны. И каждый ряд обладает разными рисунками с контрастными гаммами.

2.5
Особенности монтажа

Для того чтобы создать качественную композицию как в мастер-классах, владельцу надо вооружиться материалами и арсеналом инструментов. Выглядит список следующим образом:

  • осколки керамики, керамогранита и других расходников для облицовки;
  • набор шпателей (от маленького до самого большого);
  • ножницы или канцелярский нож;
  • армирующая сетка;
  • емкости для замеса раствора;
  • затирка для швов – под цвет или в контраст;
  • кусачки и плиткорез;
  • специальный клей для монтажа плитки;
  • цемент (если мозаика расположится на полу).

Стоит заострить внимание на нескольких важных правилах:

  • Для удобства опытные мастера советуют начинать с центра рисунка, постепенно захватывая все больше областей вокруг.
  • Если предполагается сложная композиция с деталями (пейзаж с растениями или животными), то в первую очередь выкладываются ключевые фигуры, а фон только потом. Вылезший за пределы клей легко вытирается мокрой тряпкой.
  • По окончании работ нужно оставить мозаику до полного высыхания. Ждать надо сутки. Все готово – хозяин протирает изделие смоченной в воде губкой.
  • Теперь наступает решающий этап – приготовление и наложение затирки на швы. Купить ее можно в любом строительном отделе или изготовить самостоятельно на основе шпаклевки. Вторая смесь наносится быстро и небольшими порциями. По желанию добавляют краситель.
  • После нанесения затирки следует подождать четверть часа. Этого времени хватает, чтобы смесь застыла и потемнела. Тогда можно убирать излишки. На помощь снова приходит влажная губка.
  • По завершении укладки композиция протирается средством для чистки стекла и сухой тряпкой.

На цемент мозаика монтируется в такие поверхности, которые подвергаются наибольшим нагрузкам и воздействию внешних факторам. К ним относятся:

  • ограждения на садовых участках и дачах;
  • скамьи;
  • дорожки во дворах частных домов;
  • стенки встроенных мангалов;
  • фонтаны;
  • цветочные клумбы.

Вне зависимости от места выполнения все участки в обязательном порядке проверяются строительным уровнем или отвесом.

Рекомендации по уходу

Абразивная бытовая химия и средства на кислотной основе разрушительно действуют на межплиточную затирку. Со временем она портится и перестает защищать стены от пыли и влаги.

Пятна грязи и жира легко убираются мылом, теплой водой и щеткой с мягкими ворсинками. После уборки поверхность протирается сухой тряпкой.

Если мозаика украшает конструкции на улице, то для чистки нужен только шланг для полива цветов. Но напор должен быть несильным, чтобы детали не попадали.