Мастерами придумано много оригинальных техник создания витражных композиций, отдельные из которых требуют особого таланта и специальных инструментов. Художественные салоны предлагают необходимые материалы для реализации проектов с использованием современных упрощенных технологий. Поэтому теперь витражи на стекле своими руками под силу сделать даже начинающим. Выйдет не классическое изделие, а только имитация, которая при старании украсит дом.

1
Создание витража в пленочной технике

Способ заключается в том, что на стекло в соответствии с заранее подготовленным рисунком наносится самоклеящаяся пленка разной окраски. Границы каждого фрагмента выделяются свинцовой лентой. Она продается в виде скотча, который имеет слой клея. Технология проста, так как не нужно резать стекло на отдельные куски. Требуется намного меньше времени, чем при использовании классического метода.

1.1
Как сделать эскиз будущей композиции

Чтобы приступить к работе, делают рисунок. Обладая талантом художника, выполняют от руки, но большинство распечатывает на принтере. Используются специальные графические программы, доступные в интернете. С их помощью изображение разбивают на части и получают фрагменты требуемого размера.

Для первой работы не стоит брать сложные рисунки с множеством мелких деталей и замысловатых элементов. Доступны еще несколько способов создания эскиза с использованием понравившегося изображения. Его расчерчивают на ровные квадраты со сторонами 10 мм. На большом листе бумаги откладывают размеры стекла, делают такую же, только увеличенную сетку и переносят рисунок.

Если имеется широкое изображение в виде плаката, обводят фрагменты линиями и вырезают по ним. Бумага тонкая, и для удобства дальнейшей работы ее наклеивают на плотный картон небольшой толщины. Готовые детали выкладывают на столе, совмещая по контурам, и склеивают двухсторонним скотчем.

Обязательно нужны копии всех элементов. Один образец укладывают под стекло, по нему будут создавать витраж, а второй послужит шаблоном для вырезания отдельных фрагментов из пленки. Копии делают с бордюром, который шире изображения на несколько миллиметров.

1.2
Как проходит подготовка

Стекло необходимых размеров тщательно обезжиривают средством для мытья посуды, вытирают и дают высохнуть. Укладывают на разложенный по столу рисунок, стараясь сразу попасть правильно, чтобы приклеилось к скотчу. Он предохранит от случайных сдвигов.

Для работы понадобится валик, ракель, монтажный нож для гипсокартона с заменяющимися лезвиями, ножницы. Рынок предлагает витражные пленки, отличающиеся по цене и качеству. Рекомендуется применять английскую RegaLead, но она довольно дорогая, зато не выгорает на солнце.

1.3
Советы по работе с материалом

На фрагмент рисунка накладывают кусок пленки и вырезают. Ее приклеивают к обезжиренному и протертому салфеткой стеклу. Техника изготовления требует проводить операцию максимально быстро, чтобы не успела сесть ни одна пылинка. Если она все же попала, то приподнимают край и удаляют ее ножом. Ни в коем случае не делают этого пальцами: их отпечатки будут видны на поверхности.

Клеящая основа схватывает сразу, но есть некоторое время, чтобы поправить размещение пленки. Один край приглаживают фетровым ракелем, постепенно передвигаются по всей поверхности, удаляя неровности.

Пленка отрезана по шаблону, который имеет размеры на несколько миллиметров шире того, что расположен под стеклом. Теперь, ориентируясь на него, острым ножом отсекают лишнее. Лезвия быстро тупятся, но они устроены так, что непригодные для работы куски отламываются, инструмент опять становится режущим.

Следующие элементы делаются так же. Обрезая излишки по шаблону, не допускают, чтобы соседние фрагменты нахлестывались. Между ними выдерживают расстояние до 2 миллиметров. Зазор необходим, потому что под воздействием тепла материал расширяется и начнет деформироваться, если у него нет свободного места.

1.4
Изготовка обрамления

Самый доступный способ сделать контур – использовать специальный скотч. Он выпускается разных цветов, имитируя драгоценные металлы или медь, матовую или глянцевую. Лента практически полностью состоит из свинца, поэтому очень пластичная, с ней легко работать. Снизу покрыта составом, который хорошо приклеивается к стеклу.

Рамкой обводят все фрагменты рисунка. Стыки везде перекрываются наложением концов скотча друг на друга. Прямые линии обязательно выравнивают. Это делается так:

  • на полосу прикладывают линейку;
  • совмещают с шаблоном;
  • между ней и лентой проводят ракелем.

Делают сразу, пока клей еще не присох, затем хорошо прикатывают валиком.

Способы монтажа каждого фрагмента и последовательность тщательно продумывают. Добиваются, чтобы оставался открытым только один край, иначе есть риск нечаянно оторвать пленку, если она не закреплена лентой. Специальными прижимами, которые продаются вместе с комплектом принадлежностей для работы над витражом, придают форму всем стыкам. Концы прижимают одновременно. Это избавляет от щелей, куда впоследствии может проникать влага при чистке.

Подобная отделка ленты придает композиции вид настоящего витража. Кажется, что элементы рисунка обрамлены не скотчем, а кованым металлом. Стыки полностью герметизированы, чем обеспечивается долгая жизнь изделия.

Готовую композицию промывают с использованием моющего средства. Его наносят на салфетку и осторожно протирают вдоль свинцовой ленты. У изделия должны быть ровные и очень аккуратные линии. Тогда имитация будет выглядеть, как настоящий витраж, и украсит дом.

2
Особенности техники заливной композиции

Если смотреть на подобное изделие спереди, схожесть с настоящим классическим исполнением очень большая. Это связано с особенностями прохождения света сквозь стекло, игрой красок. Чтобы композиция была выразительной, границы бордюра выполняют темными и одновременно блестящими.

2.1
Приготовление контурной пасты

Можно применить свинцовую ленту в качестве бордюрной. Но лучше в такой технологии выглядит обрамление из пасты, приготовленной своими руками. Понадобится клей ПВА для посуды, качественная черная тушь (производства Голландии) и краска-серебрянка.

Рецепт приготовления:

  • в емкость наливают 50 мл ПВА;
  • вводят 25 мл туши и хорошо размешивают;
  • небольшими порциями добавляют серебрянку (всего 35 г);
  • добиваются однородного сметанообразного состояния.

Чтобы изготовить для витражных композиций имитацию латунного переплета, серебрянку заменяют бронзовой пудрой.

Паста готовится небольшими порциями, она долго не хранится. Используя, ее все время помешивают, ведь порошок всплывает. Состав обильно набирают на кисточку и наносят по линиям, чтобы ложился, подобно колбаске. Новичку удобнее пользоваться малым кондитерским шприцем.

2.2
Какие краски применяются?

Заливку для витража готовят самостоятельно. Известно четыре вида:

  • из ПВА и анилина – простые, но недолговечные;
  • паста из шариковых ручек, размешанная с клеем БФ-2;
  • желатин с анилином – малая прочность, выгорают, но очень привлекательно выглядят;
  • из нитролака и художественной краски.

По первому рецепту клей разбавляют дистиллированной водой, которой берут в 2–3 раза больше. Анилин, применяемый для окрашивания тканей, готовят, согласно инструкции, которая находится на упаковке. Процеживают и несколько капель вводят в ПВА. Проверяют на стекле колер. Если светлый – добавляют пигмент, темный – эмульсию.

Изготовление краски из БФ-2 и пасты, применяемой в шариковых ручках, позволяет получить яркие, стойкие цвета. Вот только третью составную часть найти трудно – это ацетон, который ничем не заменить. Его берут в два раза больше клея, и в раствор понемногу добавляют пасту до образования нужного колера.

По третьему рецепту берут 6 г желатина и распускают в подогретой дистиллированной воде. После остывания добавляют анилиновый краситель, проверяют колер описанным выше способом. Чтобы меньше выгорала, поверхность, когда она высохнет, покрывают лаком.

Самый надежный и красивый вариант для заливного витража в домашних условиях получается из нитролака (мебельный прозрачный) и растворителя 647 в соотношении 6:4. Из тюбика масляной художественной краски вылавливают горошину и разводят в составе. Проверяют колер, если требуется, добавляют еще.

2.3
Заливка по стеклу

Последовательность изготовления заливного витража:

  1. 1. Стол или щит обтягивают мягкой тканью. Уровнем проверяют его горизонтальность, подправляют при необходимости. Размещают трафареты, скрепляют двойным скотчем, чтобы не сдвинулись.
  2. 2. Обезжиривают изнанку стекла, укладывают на эскиз. Верхнюю часть тоже обрабатывают моющим средством для посуды, протирают салфеткой. Работают в новых тканевых перчатках, чтобы не оставалось следов от пальцев.
  3. 3. Из пасты делают тоненькие колбаски, укладывают по контуру фрагментов, скрепляют со стеклом посудным клеем ПВА. Бордюры приплющивают и сутки просушивают.
  4. 4. Заполняют ячейки красками одного цвета и оставляют на время. Если где-то протечет, сухие потеки легко снимаются лезвием. Постепенно переходят на другие фрагменты, сушат сутки.

Заливают, применяя кисточку или кондитерский шприц. Бордюра при работе не касаются, краска сама должна расплыться по поверхности. При жидковатом колере процедура повторяется.

Следят, чтобы по центру не было излишка или мало пигмента. Пятно нарушает прохождение света, если подобных дефектов много, композиция выглядит неряшливой. Ошибки исправляют сразу.

Технологий изготовления витражей существует гораздо больше. Представленные относятся к самым простым. Начинающие мастера должны иметь художественный вкус, хороший глазомер, твердую руку и быть предельно аккуратными. Даже мелкие ошибки, почти незаметные в отдельности, накапливаясь, портят вид изделия.

Сразу браться за большую композицию не стоит. Сначала тренируются на маленьких, применяя понравившуюся технику. Когда станет заметно, что удается избежать ошибок, принимаются за объемный витраж. В этом искусстве, кроме знаний, требуется сноровка и тренировка