Благодаря своей ценовой доступности бензопилы становятся достаточно востребованы на дачных участках и в частных домах. К сожалению, безграмотное их использование часто проводит к сбою в работе или к серьезным поломкам.

Если неисправности без вмешательства специалистов устранить невозможно, то многие проблемы, связанные, в том числе и с незапуском двигателя, пользователь может преодолеть самостоятельно.

1
Причины незапуска двигателя бензопилы

Проблемы незапуска любого двигателя внутреннего сгорания следует искать по двум направлениям: в схеме зажигания или в системе подачи топлива.

Основной же причиной того, что у простых обывателей не заводится бензопила, может стать нарушение порядка ее запуска. Работа с этим инструментом, как правило, эпизодична, и пользователи просто забывают включать зажигание (если аппарат снабжен такой кнопкой) или пропускают момент схватывания мотора при закрытой дроссельной заслонке и продолжают дергать шнур стартера. В обоих случаях результат один – камера сгорания перезаливается топливом и "запал" после того, как его включили и открыли дроссель, не может поджечь горючее.

Устранить проблему несложно. Для этого следует открутить защитную крышку цилиндра, выкрутить свечу. Ее состояние определит, из-за чего не запустился двигатель:

  • Мокрая, обильно залитая бензином говорит о том, что с подачей топлива все нормально и его отправили слишком много или случилось что-то с зажиганием. Свечку надо просушить, вставить в разъем высоковольтного провода, положить стальной частью на цилиндр (все металлические части ДВС подключены к "минусу" источника электроэнергии) и дернуть шнур. Если искра в ней появилась – и здесь проблем нет. Остается лишь слить излишки бензина. Для этого пилу переворачивают дырочкой вниз и небольшими подергиваниями того же поводка вхолостую проворачивают поршень. Искроизлучатель вворачивают на место и повторяют запуск, но уже с открытой заслонкой.

Нельзя держать свечу руками в процессе ее проверки.

  • Сухая – топливо не поступает, предстоит разбираться с этой системой, промыть топливный и воздушный фильтры, проверить карбюратор.
  • Забрызгана маслом, покрыта черной копотью – избыток топлива (богатая смесь), пропорции масляно-топливной смеси нарушены, использован смазочный материал, не предусмотренный производителем. В этом случае ее промывают бензином, зачищают контакты наждачной бумагой, выставляют необходимый зазор 0,5-0,6 мм и вкручивают на место, а дальше разбираются с составом горючего.

Следующая причина, по которой двигатель не запускается, является следствием использования некачественных горюче-смазочных материалов, когда нагар настолько забивает глушитель, что затрудняет выход отработанных газов. Если он разбирается, его следует раскрутить и промыть. В противном случае отсоединить, заткнув отверстие на моторе чистой ветошью, чтобы грязь не попала, вычистить отдельно и просушить феном. Как правило, чисткой только выхлопной системы дело в таких случаях не заканчивается – приходится промывать и всю топливную систему.

Забитый грязью сапун тоже не позволит завести мотор. Он находится на крышке топливного бака и представляет собой клапан, который выравнивает давление воздуха, чтобы топливо могло течь в карбюратор. Выявить неисправность просто, достаточно отсоединить от него топливный шланг, и если из трубки бензин течет плохо, прерывистой струей или совсем не бежит, значит забилось клапанное отверстие. Его прочищают иглой или продувают сжатым воздухом.

Завести бензопилу мешает также разрегулировка настроек, верными признаками которой являются:

  • двигатель не запускается или запускается и сразу же глохнет – не хватает топлива, воздушно-топливная смесь обеднена;
  • густой дым на выхлопе, большой расход топлива – происходит перенасыщение горючим, заливает свечи бензином (богатый состав).

2
Регулировка карбюратора своими силами

Отрегулировать карбюратор можно тремя винтами:

  • "L" – изменением подачи топлива регулирует малый газ.
  • "H" – меняет качество топливной смеси, от которой зависят высокие обороты.
  • "T" – регулирует обороты холостого хода сменой положения дроссельной заслонки. На немецких пилах "Stihl" и японских "Макита" он идет под литерой "S", а на шведской "Партнер" – "LA".

Вращение винтов по часовой стрелке наращивает обороты двигателя, в противоположную сторону – сокращает. На марках "Husgvarna" и "Партнер" они регулируют подачу воздуха, поэтому эффект от их поворота обратный.

Легче всего настройке поддаются аппараты российского производства: "Урал 2 Электрон" и "Дружба", которые легко регулируются на слух. Эта особенность позволяет использовать их в сложных климатических условиях и на больших расстояниях от сервисных центров.

Труднее настроить устройство китайских производителей. А шведы на своих "Husgvarna" намеренно ограничивают доступ пользователей к регулировочным винтам, набивая на них насечки, подобраться к которым можно только специальными отвертками.

На японских моделях открыт только один регулятор "S", при помощи которого осуществляются все настройки.

2.1
Настройка устройства

Регулировка производится в две стадии: первоначальная – на холодном заглушенном двигателе, последующая – при запущенном, "на горячую".

Очищенную от нагара, заправленную топливной смесью в соответствии с руководством бензопилу располагают цепью от себя на столе и производят регулирование. На первом этапе винты "H" и "L" плавно, не прилагая усилий, вкрутить по часовой стрелке до упора и затем вывернуть на установленное инструкцией число оборотов первичной регулировки (на "Husgvarna" это 1,5 витка). Завести двигатель и прогреть в течение 10 минут на средних оборотах.

Далее винтом "T" ("S", "LA") устанавливаются обороты холостого хода. Для этого они увеличиваются до момента, когда начнется движение цепи, а затем уменьшаются – до мгновения ее остановки.

На следующем этапе проводится настройка малого газа. Постепенно, увеличивая его винтом "L", достигнуть максимума и затем, уменьшив на 14 витка, сделать их оптимальными.

В завершении нужно отрегулировать максимальные обороты. Для этого они выводятся на текущий максимум, а потом поворотом винта "H" – на возможный предел (на слух он воспринимается как перебои в работе двигателя). Чтобы исключить повреждение инструмента, удерживать его на таком режиме можно не более 3 секунд. Поэтому сразу же по его достижении отворотом на 14 витка устанавливается оптимальный.

При окончательном тестировании, на перегазовке инструмент должен соразмерно даче "газа" устойчиво выходить на нужный режим, работая ровно, без срывов.

Такие регулировки проводят с использованием специальных тахометров. Выполненные на слух, они должны быть обязательно скорректированы инструментально в сервисе – это продлит их долговечность.

2.2
Рекомендации по уходу за инструментом

В ходе работы с бензопилой следует строго руководствоваться инструкцией по ее эксплуатации. Использовать только те горюче-смазочные материалы, которые рекомендованы. Дело в том, что каждый производитель при изготовлении изделий применяет металлы с только им присущими присадками и разрабатывает свои масла – это обеспечивает инструментам оптимальное функционирование и долговечность.

После каждого использования пилу тщательно очищают. При длительном ее хранении необходимо обязательно сливать масло и бензин.